Муфты для насосов или других агрегатов предназначены для передачи вращения от вала двигателя к валу насоса или другого механизма.
Обычно валы, между которыми передается вращение сосны, а передаваемый крутящий момент не изменяется.
Кроме передачи вращения муфты решают еще ряд задач. Это компенсация несоосности и перекоса валов привода и механизма, гашение вибрации, компенсация пусковых и ударных нагрузок, защита привода (электродвигателя) в аварийных ситуациях (на пример заклинивание насоса) и тому подобное. В современном производстве насосов используется очень большой спектр муфт, от простых втулочно-пальцевых до очень сложных и дорогостоящих гидромуфт.
Устройство муфты насоса.
Соединительная муфта состоит из двух полумуфт. Соответственно первая полумуфта крепится на валу двигателя и называется ведущей, а вторая на валу насоса или другого механизма, и, соответственно называется ведомой. От полумуфты двигателя к полумуфте насоса вращение передается через гибкие или жесткие элементы различной конструкции, благодаря которым муфта и выполняет свои демпфирующие функции. Этими элементами могут как толстостенные резиновые кольца, гибкие пластины из различных материалов, так и жидкость, и даже магнитное поле.
Иногда, при значительном расстоянии между концами валов используется третий элемент – проставка. Данная конструкция позволяет упростить монтаж и демонтаж муфты, а так же улучшить компенсацию вибрации и другие защитные свойства муфты, поскольку фактически является двумя последовательно соединенными муфтами.
Виды муфт для насосов.
В зависимости от назначения и конструкции элементов, передающих вращение, существуют различные виды муфт:
Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП).
Втулочно-пальцевая муфта – одна из самых простых и соответственно самых распространенных муфт. Изготавливаются втулочно-пальцевые муфты согласно ГОСТ 21424-93, ГОСТ 21424-75 концы валов — ГОСТ 12080-66. Крутящий момент, передаваемый варьирует МУВП от 6,3 до 16000 Н·м. Диаметры валов от 10 до 160 мм. Допускаемое смещение валов осе
вое от 1 до 5 мм, радиальное от 0,2 до 0,5 мм и угловое не более 1градуса.
Муфта зубчатая.
Муфта зубчатая, в отличие от МУВП не имеет резиновых деталей. Компенсирующим элементом здесь служат внутренняя и наружная втулки, зубчатые венцы которых и передают вращение. Благодаря такой конструкции передаваемый крутящий момент значительно выше от 1000 до 63000 Н•м. На территории СНГ производство зубчатых муфт регламентируется ГОСТ 5006-94, в России — ГОСТ Р 50895-96 в Украине — ДСТУ 2742-94.
Муфты пластинчатые.
В настоящее время многие машиностроительные предприятия при проектировании крупных насосных агрегатов все чаще используют пластинчатые муфты, конструктивной особенностью которых является соединение ведущей и ведомой полумуфт посредством пакета упругих металлических элементов. Диапазон применения пластинчатых муфт очень широк а передаваемый вращающий момент может превышать 1 000 000 Н•м.
Гидромуфты.
Гидромуфты получили широкое применение приводах больших питательных насосов. Основной особенностью гидромуфты является передача вращения через рабочую жидкость, что позволят передавать не только значительный крутящий момент, но и регулировать частоту вращения вала насоса, что, в свою очередь позволяет изменять основные параметры насоса.
Магнитные муфты.
Магнитные муфты, так же как и гидромуфты позволяют передавать вращение от приводного вала к ведомому без непосредственного механического контакта. Основным достоинством магнитной муфты является возможность полной герметизации внутренней полости насоса, что позволяет применять их в насосах, перекачивающих ядовитые, взрывоопасные, резкопахнущие жидкости.
Материалы, применяемые для изготовления муфт для насосов.
Основными материалами, применяемыми для изготовления муфт в насосостроении, являются серый чугун и конструкционные стали. Гибкие элементы — резина, полиуретан, сталь.