Текущий ремонт

Текущий ремонт центробежных насосов производят через 4000-4500 часов работы. При этом выполняют полный объем работ, предусмотренных техническим осмотром. Кроме того, полностью разбирают насос и тщательно осматривают все его детали. Замеченные дефекты заносят в журнал. Проверяют осевой люфт ротора в корпусе (до установки радиально-упорных подшипников люфт составляет 8-12 мм, после установки и затяжки, т. е. фиксации ротора, — 0,1-0,2 мм). Зазор между деталями, ротора и корпуса насоса должен быть по 4-6 мм на каждую сторону. Проверяют зазоры в уплотнениях рабочего колеса и корпуса насоса. Нормальная величина зазоров 0,2-0,3 мм. С увеличением зазора сверх 0,4 мм уплотняющие полукольца корпуса заменяют.

Если насос имеет подшипники скольжения, то проверяют конусность и эллиптичность шеек вала. При эллиптичности до 0,4 мм шейки валов протачивают и шлифуют, а при больших значениях производят наплавку, затем проточку и шлифовку.

При текущем ремонте обычно меняют подшипники качения, возможна также смена и шлифовка защитных втулок. В случае необходимости меняют смазку подшипников.

Текущий ремонт выполняют ремонтные рабочие насосной станции. Все затраты, связанные с текущим ремонтом, относят на счет средств эксплуатации. При надлежащей организации текущий ремонт насосного агрегата занимает не более 2-3 дней.

Средний ремонт

При среднем ремонте выполняют все работы, предусмотренные текущим ремонтом. Кроме того, разбирают отдельные узлы и заменяют некоторые детали (подшипники, уплотняющие кольца, уплотнение и т. д.), проверяют состояние рабочих колец, зазоры в уплотнениях и состояние поверхностей их деталей, проверяют биение ротора с помощью индикатора.

При среднем ремонте производят также статическую балансировку ротора насоса, разборку торцового уплотнения с замером износа трущихся поверхностей. В случае необходимости подшипники скольжения заменяют вновь и меняют масло в системе смазки. Средний ремонт выполняется за счет средств эксплуатации.

Чем качественнее выполнен текущий и средний ремонт оборудования, тем продолжительнее оно работает без капитального ремонта. Примерный срок, по истечении которого требуется капитальный ремонт, колеблется в пределах 3400-3500 ч. Содержание и объем капитального ремонта устанавливают во время предшествующих ремонтных работ на основе определения степени износа отдельных деталей. В объем капитального ремонта могут входить: полная разборка насосного агрегата, определение дефектов всех деталей, восстановление изношенных деталей до номинальных размеров или замена их новыми, проточка шеек роторов насоса, замена всех подшипников качения, шлифовка или замена защитных гильз, замена рабочих колец, динамическая балансировка рабочего колеса насоса, сборка и обкатка насоса.

Если для ликвидации аварийной остановки требуется полная разборка насоса с заменой отдельных узлов и деталей, то ее также относят к капитальному ремонту. При капитальном ремонте производят и модернизацию оборудования. Капитальный ремонт выполняется за счет специальных средств, которые образуются из ежегодных амортизационных отчислений.