К опробованию питательных насосных агрегатов можно приступить только после окончания всех монтажных и строительных работ. При опробовании следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации, имеющейся на ГРЭС или ТЭЦ, и технической документацией заводов-изготовителей.

Перед пуском насоса площадка вокруг него должна быть очищена от мусора, грязи и посторонних предметов, а также должны быть проверены: надежность крепления гайками всех наружных болтов и шпилек (фундаментных, подшипников, прижимных планок и т.п.); наличие всех конических штифтов на сопрягаемых деталях (подшипниках, указателе осевого сдвига и т.п.); правильность работы задвижек, вентилей при открывании и закрывании и обратного клапана на напорной стороне насоса; исправность действия дистанционных приводов и наличие на них указателей вращения; плавность поворота роторов насосной установки; наличие необходимого количества масла в масляном баке по маслоуказателю (отстойная вода должна быть слита); наличие напора воды в магистралях для охлаждения сальников, масло- и воздухоохладителей, наличие данных анализа масла и заключения лаборатории о соответствии его действующим ГОСТам; наличие и исправность контрольно-измерительных приборов.

Положение задвижек и вентилей должно соответствовать указаниям инструкции по эксплуатации.

Залить чистое масло в маслобак при помощи маслоочистительных машин (центрифуги или фильтро-пресса), а при их отсутствии — обязательно через сетку с числом ячеек 800 — 1000 на 1 см2 и марлю, уложенную на этой сетке в три-четыре слоя.

Произвести промывку труб масляной системы путем прокачки масла через обводные перемычки, временно соединяющие напорные линии со сливными (без последующего вскрытия подшипников и муфты и т.д.) или через вкладыши с удаленными верхними половинками (с последующей чисткой их после доведения масла до нужных кондиций). На подводе масла к золотнику гидромуфты установить фильтрующие сетки.

При прокачке системы периодически производить очистку сеток двойного маслофильтра, который позволяет попеременно производить очистку сеток без остановки насоса.

Прокачку масла производить до тех пор, пока не будет установлено отсутствие в масле механических примесей.

При вскрытии подшипников промыть вкладыши и проверить их состояние, а шейки валов и зубчатые муфты обтереть чистыми салфетками. При сборке подшипников залить во вкладыши чистое масло и от руки провернуть роторы.

При подаче масла из маслобака в систему смазки агрегата убедиться, наблюдая через смотровые окна сливных патрубков подшипников, что к подшипникам поступает достаточное количество масла. Разность температур подшипников и подводимого масла должна быть не более 15 °С.

Установить давление и конце напорной масляной магистрали 1,2 кгс/см2, изменяя количество перепускаемого масла из напорной линии в маслобак при помощи вентиля.

При опробовании пускового масляного электронасоса следует проверить положение уровня в маслобаке при работе маслонасоса и при его остановке и выпустить воздух из маслоохладителей. В конце напорной магистрали установить давление масла в пределах 1,0 — 1,5 кгс/см2 соответствующим открытием задвижки. После регулировки задвижку опломбировать.

Все подготовительные работы по пуску электродвигателей главного насоса и вспомогательных электронасосов должны быть проведены при рассоединенных полумуфтах.

Для проверки направления вращения электродвигателя его ротор включается на 1 с.

Обкатка электродвигателя должна производиться до тех пор, пока не установится нормальная температура подшипников (не более 60 °С), но не менее 8 ч. Вибрация подшипников электродвигателей не должна превышать 0,05 мм.

Для агрегата с гидромуфтой соединить зубчатую муфту «электродвигатель-гидромуфта» и произвести пробный пуск с целью оценки качества монтажа и центровки гидромуфты с электродвигателем. Эти работы проводить в соответствии с инструкцией по эксплуатации гидромуфты.

Разъединение и соединение полумуфт разрешается производить только при разобранной схеме питания электродвигателей. Перед опробованием агрегатов на муфты должны быть надеты и закреплены защитные кожухи.

Персонал, принимающий участие в пуске, не должен находиться против муфт. При собранных муфтах и собранной электрической схеме производить какие-либо работы на агрегатах насосной установки категорически воспрещается.

Перед пуском необходимо произвести равномерный прогрев насоса до тех пор, пока температура наружного корпуса не станет на 10 — 20 °С ниже температуры воды в деаэраторе при условии, что разность температур верха и низа корпуса будет не более 25 °С.

Проверить, открыты ли задвижка на входном трубопроводе, вентиль на линии рециркуляции и закрыта ли задвижка на напорном трубопроводе.

Произвести прокачку конденсата через систему концевых уплотнений (рекомендуется вынуть стаканы из фильтров конденсата) продолжительностью не менее 2 ч. При этом следует отрегулировать регулирующий клапан «после себя» на давление 10 кгс/см2. При необходимости произвести очистку водяных фильтров.

Дополнительные указания по подготовке к пуску насоса ПЭ270-150

Отпустить гайки крепления лап крышки нагнетания. После прогрева насоса затянуть гайки.

Задвижка на разгрузочном трубопроводе должна быть открыта. Пуск насоса при закрытой задвижке приводит к поломке насоса. Рекомендуется не устанавливать ее или опломбировать в открытом положении.

Пуск и опробование

Пуск и остановка насосного агрегата производятся с блочного щита. Пуск может производиться как обслуживающим персоналом при помощи клоча управления, так и автоматом ввода резерва (АВР).

Пуск агрегата с гидромуфтой

При поступлении импульса от ключа управления или АВР включаются одновременно два маслонасоса. Когда давление в конце масляной магистрали достигнет 0,7 кгс/см2, включается масляный выключатель главного электродвигателя.

Пуск агрегата без гидромуфты

При поступлении импульса от ключа управления или АВР включается один маслонасос. Когда давление в конце масляной магистрали достигнет 0,7 кгс/см2, включается масляный выключатель главного электродвигателя.

Пуск насоса ПЭ270-150 осуществляется следующим образом. При поступлении импульса от ключа управления или АВР включается пусковой маслонасос. Когда давление в конце масляной коммуникации достигнет 0,7 кгс/см2, включается масляный выключатель главного электродвигателя. Пусковой маслонасос работает в течение 5 мин, после чего он останавливается, а дальнейшее питание агрегата маслом осуществляется от рабочего маслонасоса.

При положительных результатах предварительного опробования следует включить в работу насосный агрегат на рециркуляцию на 2 ч. Во время работы насоса необходимо наблюдать и записывать: температуру подшипников, которая не должна превышать 60 — 65 °С, давление и температуру масла после маслоохладителей и перед подшипниками; давление и температуру питательной воды на всасе насоса; давление питательной воды в напорном патрубке насоса; давление масла в конце напорной магистрали; перепад давления масла на маслофильтре; давление конденсата, поступающего для охлаждения концевых уплотнений насоса; уровень масла в маслобаке, положение указателя осевого сдвига ротора главного питательного насоса; нагрузку электродвигателя. Необходимо отрегулировать подачу холодного конденсата на уплотнения главного насоса, а также на масло- и воздухоохладители. Основные показатели при работе насосов приведены в табл. 1.

Не допускается перегружать насос более чем указано в его паспорте. Категорически запрещается пускать насос при закрытой задвижке на всасывающем патрубке или закрытых вентилях на трубопроводе от камеры гидропяты или на линии рециркуляции.

Если при опробовании агрегата появляется необходимость в частых пусках и остановках его, следует учесть, что допускаются два пуска электродвигателя подряд из холодного состояния или один пуск из горячего состояния при напряжении на выводах в процессе пуска не ниже 0,8 номинального.

Последующие пуски возможны после трехчасового перерыва для полного охлаждения обмоток статора и ротора.

При опробовании насоса с гидромуфтой проверить работу черпаково-золотникового устройства, для чего следует:

а) перевести на ручное управление исполнительный механизм;

б) задавать различные положения черпаку, вращая маховик исполнительного механизма.

При работе агрегата максимальная температура масла на выходе из черпака не должна превышать 65 °С при скольжении от 3 до 20 %.

При работе агрегата в режиме растопки котла допускается максимальная температура масла на выходе из черпака 80 °С. Длительная работа при температуре 80 °С не рекомендуется. При повышении температуры масла до 90 °С агрегат следует отключить.

Остановка агрегата

Полная остановка агрегата производится с блочного щита. Системой автоматики предусмотрена аварийная автоматическая оснастка агрегата для его остановки в случае необходимости. На местном щите имеется кнопка для экстренной остановки агрегата.

После остановки агрегата маслонасосы отключаются не ранее, чем через 5 мин после выключения электродвигателя питательного насоса.

После остановки насосного агрегата следует убедиться в том, что обратный клапан закрыт и открыт вентиль на линии рециркуляции.

Агрегат следует останавливать аварийно в следующих случаях:

а) при появлении дыма из подшипников насоса или электродвигателя;
б) при появлении дыма, искр из электродвигателя или запаха горящей изоляции;
в) при запаривании насоса;
г) при падении давления масла до 0,3 кгс/см2;
д) при подъеме давления за гидропятой более 12 кгс/см2;
е) при внезапном возникновении сильной вибрации;
ж) при достижении предельного осевого сдвига ротора питательного насоса;
з) при повышении температуры подшипников выше 70 °С и отсутствии возможности ее понижения;и) при появлении металлического шума или стука в электродвигателе или насосе;
к) при понижении уровня масла в масляном баке ниже минимально допустимого и отсутствии возможности восстановить нормальный уровень;
л) при прекращении подачи конденсата на уплотнения насоса.

При опробовании насосного агрегата могут возникнуть неполадки в его работе, вызванные неправильным монтажом или обслуживанием. Во всех случаях необходимо принять срочные меры к устранению неполадок. Наиболее характерные неполадки, причины их возникновения и способы устранения приведены в табл. 9 и 10.